Н. Новгород, пр-т. Молодёжный, 80
Пн-Пт 8:30-17:00

Тахограф: маленький прибор, большие споры

Стремительное развитие системы междугородних и международных перевозок в России, на сегодняшний день, является одним из основных факторов, способствующих росту числа ДТП с участием тяжеловесного транспорта.

Из-за напряженного ритма работы и переутомления, водитель, при возникновении сложной ситуации на пути следования, зачастую просто не успевает вовремя среагировать, что в результате приводит к ДТП.

Таким образом, водитель, не соблюдающий режим труда и отдыха, становится не менее опасным объектом на дороге, чем водитель, севший за руль в нетрезвом состоянии.

Постоянное нарушение режима труда и отдыха, а также несоблюдение скоростных норм привело к появлению контрольного устройства – тахографа.

Тахограф – это контрольно-техническое устройство, которое предназначено для непрерывного сбора информации о скорости движения и пробега транспортного средства, а также данных о периодах времени труда и отдыха экипажа.

Идея создания устройства, которое могло бы осуществлять контроль за наёмными работниками, родилась в Европе, в условиях роста объёма автомобильных перевозок.

Эволюция тахографа проходила постепенно, устройство прибора менялось согласно требованиям рынка. В конечном итоге изменения привели к тому, что главной функцией контроллёра стала возможность обеспечения безопасности дорожного движения.

Забегая вперёд, отметим, что в России требования к тахографам, в настоящий момент, диктует Министерство транспорта РФ.

Существует два типа тахографов:

  • Аналоговый;
  • Цифровой.

Преимуществом цифрового тахографа над аналоговым является наличие  абсолютной защиты от несанкционированного доступа посторонних лиц к собранной и записанной в память информации. Кроме этого, цифровое устройство более функционально и удобно в использовании.

Диаграммный диск аналогового тахографаАналоговый тахограф

Для записи данных о работе транспортного средства и его водителя, в аналоговом тахографе используется диаграммный диск. Перед началом маршрута, в центральной части диска записывается необходимая информация (данные водителя, дата и пункт отправления транспортного средства, показания счетчика пробега).

В процессе работы, по поверхности диска выводится тахограмма, по которой можно оценить характер управления автомобилем, скорость, пробег, остановки и простои. Недостатком использования аналогового тахографа являются трудоемкость расшифровки тахограммы и недостаточная защита собранных данных.

Цифровой тахографЦифровой тахограф

Тахограф цифрового типа хранит данные о периодах работы и отдыха водителя в памяти самого устройства. Для считывания информации используются различные виды чип-карт, а для распечатки сведений используется принтер тахографа. Данные хранятся в течение года, однако, должны списываться с устройства не реже одного раза в 28 суток.

Кроме того, тахографы делятся на:
соответствующие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.
-соответсвующие требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Стоит указать, что, согласно утверждённым приказам Минтранса РФ, на транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3 обязательна установка тахографа именно цифрового типа.

Тахограф. Восстание машин.

С недавних пор приказы и постановления Министерства транспорта РФ становятся причиной острых недовольств со стороны водителей и владельцев предприятий.

Напомним, что Федеральный Закон #196 «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» был принят 10 декабря 1995 года. На протяжении нескольких лет в текст закона вносились поправки, а конкретные требования к устройству тахографа были детально описаны в приказе № 36, опубликованном лишь в начале марта 2013 года. Исчисляемые десятками пункты, которые излагают суть требований к устройству тахографа, сузили рынок до одной-двух компаний, которые были не готовы обеспечить 6,4 млн. единиц транспорта на территории РФ необходимым оборудованием до 1 апреля.  Более того, пункты, гласящие об обязательном наличии в устройстве блока СКЗИ (лицензия на такую криптозащиту выдаётся ФСБ) и модуля ГЛОНАСС сократили количество контролёров, разрешаемых к установке до нуля.

Таким образом, приказ № 36 Министерства транспорта РФ обязывает перевозчиков ставить на транспортные средства устройства, выпуск которых до 13 марта в России не производился и не налажен до сих пор.

36Так или иначе, законопроект вступил в силу в намеченный срок и проверки наличия тахографа на борту транспортного средства начали проводиться силами ГИБДД с 1 апреля 2013 года.

Прогнозируется, что контролёр, отвечающий всем требованиям Министерства транспорта РФ, будет стоить около 50 тысяч рублей (не включая стоимости установки прибора). Безусловно, это огромная сумма для владельца малого бизнеса, тем не менее, оснащать транспортные средства перевозчикам придётся за счёт собственных средств. В итоге это отразится не только на стоимости перевозок, но и, скорее всего, на цене перевозимого товара, за который заплатит конечное звено цепи — покупатель.

«Достучаться бы до небес!»

Письмо под таким названием было написано водителями-профессионалами и направлено в адрес правительства РФ.

В тексте письма содержатся возражения против законопроекта, обязывающего перевозчиков ставить тахографы на свои транспортные средства, а также просьбы рассмотреть правоприменимость приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.  № 36. Вместе с тем, водители сомневаются в эффективности применения тахографа. По их мнению, любой навигатор или регистратор может справиться со всеми возложенными на тахограф функциями.

Обращение собрало уже свыше 14000 подписей и ожидает официального ответа от Правительства РФ.

Как стало известно, на VII Международном форуме по спутниковой навигации вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что введение штрафов за отсутствие тахографов на грузовом транспорте и автобусах может быть отложено, пока не будет налажено их производство в необходимом количестве.

«Давайте будет год. Надо вносить изменения в нормативно-технические акты, вводить по мере технической готовности», — отметил вице-премьер правительства России.