5 способов контроля расхода топлива на предприятии
-
GPS\ГЛОНАСС терминалы
-
Автомобильное видеонаблюдение
-
Беспроводной датчик уровня топлива
-
Блок гальванической развязки
-
Блок искрозащиты
-
Видеорегистраторы
-
Выключатель массы АКБ
-
Датчик температуры
-
Датчики уровня топлива
-
Дополнительное оборудование
-
Индикатор объёма топлива LLD
-
Камера
-
Контроль давления в шинах
-
Контроль дверей полуприцепов
-
Контроль навесных механизмов
-
Контроль нагрузки на оси
-
Контроль расхода топлива
-
Контроль топлива на топливозаправщиках
-
Монитор
-
Постановление №2216
-
Предрейсовые осмотры
-
Проблесковые маяки
-
Система автомобильного подкапотного пожаротушения
-
Система контроля водителя
-
Тахограф СКЗИ
-
Тахографы
-
Температурный регистратор
-
Терминал под постановление №2216
-
Терминалы
-
Терминалы WiFi
-
Топливораздаточный модуль
-
Ультразвуковой датчик сжиженного газа
-
Устройство ограничения скорости
-
Устройство съёма сигнала

Одной из основных статей расходов транспортных компаний являются затраты на топливо, составляющие от 30% до 50% от общей суммы издержек. Именно поэтому приоритетной задачей каждого АТП считается грамотный учет использования топлива. Он поможет избежать хищений и нецелевого применения со стороны персонала, что, в свою очередь, благоприятно скажется на бюджете организации. Существует 5 основных методов отслеживания топливных расходов: проанализируем каждый из них с точки зрения удобства и эффективности.
Контроль расхода топлива без спутниковых систем
Этот способ может реализоваться по-разному – с помощью методических рекомендаций Минтранса, штатного одометра, топливных карт, чеков на ГСМ. Однако ни одну из указанных форм учета нельзя назвать по-настоящему объективной. Так, нормы Минтранса определяют средние значения расхода без учета особенностей эксплуатации транспортного средства, одометр имеет большую погрешность (до 20%), а топливные карты и чеки часто подделываются водителями с целью получения выгоды.
Кроме этого, существует риск слива топлива из баков, накручивания суточного пробега, проведения рейсов без отчетов. Все это приводит не только к перерасходу горючего, но и к простаиванию транспорта. Выявить и доказать обман без спутниковой навигации будет довольно сложно, а предприятие понесет серьезные потери. Следовательно, данная технология неэффективна и подходит лишь для компаний с высоким уровнем доверия к сотрудникам.
Спутниковый мониторинг без датчиков топлива
Спутниковый контроль осуществляется с помощью ГЛОНАСС/GPS -маячка. Он транслирует в систему информацию о перемещении транспортного средства, в частности, его пробеге, скорости, местонахождении. Эти сведения гораздо точнее, чем у одометра, поэтому их можно использовать при списании затраченного топлива.

Установленный навигатор позволяет отслеживать показатели, влияющие на объем потребления горючего – направление движения, точки прохождения маршрутов. Таким образом удается повысить водительскую дисциплину и пресечь злоупотребления обязанностями. Некоторые системы дополнительно оснащаются функцией контроля над безопасностью езды.
Однако маячок без вспомогательных приспособлений не дает возможности выявлять махинации с топливом. Он не показывает время и литраж заправок, не указывает на факт кражи бензина или дизеля из бака, поэтому руководству автотранспортной организации не удастся полностью избежать обмана.
Контроль расхода топлива с помощью штатного датчика через CAN-шину
Большинство современных автомобилей имеют CAN-шину, которая и служит передатчиком сведений о расходовании горючего с борткомпьютера в систему спутникового мониторинга. Первичные топливные данные же собирает потенциометрический датчик, установленный в баке.

Для получения сведений с CAN-шины необходимо, чтобы бортовой терминал поддерживал CAN-интерфейс. Подключение к цифровому входу контроллера осуществляется через бесконтактные считыватели, что позволяет избежать вмешательства в контактную сеть транспортного средства.
CAN-шина не только показывает уровень топлива, но и предоставляет информацию о количестве оборотов мотора, давлении масла, температуре охлаждающей жидкости. С ее помощью удается понять, насколько аккуратно ездит водитель, превышает ли он скорость без острой необходимости.
Главный недостаток этого способа – погрешность штатного датчика, которая может доходить до 15%. При его использовании автопарк зачастую сталкивается с «мертвыми» зонами в верхнем и нижнем объеме бака, необоснованным ростом или спадом топливного графика в программе. Прямое воровство ГСМ обнаружить будет также непросто.
Технология хорошо подходит для транспорта с баками, не приспособленными к установке сторонних датчиков. Для обеспечения большей точности получаемую информацию сравнивают с другими данными спутниковой навигации.
Контроль расхода топлива с помощью расходомера (ДРТ)
Расходомер устанавливается на топливную магистраль и замеряет объем проходящего топлива. Информация от него поступает напрямую к бортовому компьютеру посредством подключения через интерфейсный выход.

Погрешность ДРТ составляет всего 1-3%. В отличие от потенциометрического датчика, на точность его показаний не влияет форма бака и спецификация транспортного средства.
Существенным минусом этого метода выступает высокая стоимость самого расходомера, его монтажа и обслуживания. Практически в каждом авто есть «обратка», для которой понадобится дополнительный однокамерный датчик. Еще одним вариантом станет двухкамерный расходомер, но он обходится гораздо дороже и подходит не для всех видов топливных систем.
Проточный датчик не дает возможности контролировать хищения ГСМ. Водитель может сделать врезку в топливную магистраль перед расходомером на «обратке» и сливать топливо оттуда.
Контроль с помощью емкостного датчика уровня топлива
ДУТ врезается в бак и фиксирует любые изменения объема горючего (заправки, сливы). Он подключается к бортовому контроллеру с помощью цифрового или аналогового выхода. У правильно установленного и откалиброванного датчика погрешность измерений не превышает 3%.

ДУТ невозможно обмануть: он проводит мониторинг с четкой привязкой ко времени и месту. С его помощью можно выявить ложные и неполные заправки, микросливы, сливы с обратной магистрали. Соответственно, этот способ обеспечивает наиболее эффективный контроль топлива на любом типе автотранспорта.
Выводы
Самым удобным и результативным оборудованием, контролирующим топливный расход, считается емкостный датчик уровня топлива. Он позволяет на расстоянии управлять объемом горючего в баке. В результате его применения руководство компании сможет предотвратить кражи ГСМ.
Что дает использование ГЛОНАСС/GPS?
Датчик уровня топлива со встроенным GLONASS/GPS — это:
- предоставление точной картины о расходах топлива на предприятии;
- низкая стоимость содержания;
- высокая точность показаний;
- возможность использования в любом автотранспортном парке (благодаря совместимости с любыми транспортными средствами и системами мониторинга).