Н. Новгород, пр-т. Молодёжный, 80
Пн-Пт 8:30-17:00

Влияние аэродинамики грузового автомобиля на расход топлива

влияние аэродинамики на расход топлива

Снижение расхода топлива – насущная забота автомобилистов и организаций, содержащих и обслуживающих крупный автопарк. Данная проблема особенно актуальна в современных реалиях и по причине специфики российской системы налогообложения, когда цены на топливо растут не по дням, а по часам, «подстраиваясь» под текущий уровень инфляции. Пора начать экономить, но как? Конечно, нужно в первую очередь отказаться от агрессивной езды в режиме «быстрое ускорение, резкое торможение». Но какие еще есть способы снизить потребление горючего?

Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся, от чего вообще зависит расход топлива. Не беря во внимание субъективные факторы, энергия сгорания топлива прежде всего затрачивается на преодоление различных аэродинамических сил, оказывающих сопротивление движению. Таким образом, ответ на вопрос влияет ли аэродинамика на расход топлива будет исключительно положительным, причем как в случае с грузовыми автомобилями, так и с легковыми.

Влияние на грузовых авто

Расходы на топливо составляют от четверти до половины всех производственных затрат транспортных компаний. Простая арифметика – один интенсивно работающий длинномер ежегодно наматывает примерно 120 тысяч километров. Средний расход топлива грузовика – 30 литров на 100 км пути. Стоимость дизельного топлива в России в разных регионах отличается, но цена за 1 литр примерно составляет 70 центов. Получается, что годовая стоимость дизеля для одного грузового автомобиля – 25 тысяч долларов! Если удастся сэкономить хотя бы 2% топлива, то в течение одного года на одном авто экономия принесет дополнительные 500 долларов. А при экономии на 5-10%? А на целом автопарке?.. Финальные выгоды будут выражаться в десятках тысяч долларов!

Чем объясняется

На преодоление воздушных масс затрачивается большая часть энергии двигателя. Воздух кажется совсем невесомым, в повседневной жизни мы его не замечаем, но он имеет вес и объем. Плотность воздуха составляет более 1 кг на метр кубический.

Снова немного теории. Сила аэродинамического сопротивления (Pwзависит сразу от нескольких показателей: коэффициента обтекаемости автомобиля (Cx), площади лобового сечения (F), плотности воздуха (ρ), скорости натекания невозмущенного воздушного потока (q). Таким образом, можно вывести формулу:

Pw= CxqF

При прочих равных условиях нас больше всего интересует параметр коэффициента обтекаемости или, другими словами, аэродинамического сопротивления. Влияние аэродинамики грузового автомобиля на расход топлива объясняется особенностями их назначения и использования. Универсальный грузовик имеет плохо обтекаемую форму кузова, угловатые очертания и большую площадь фронтальной проекции. Переднюю часть большегруза даже сравнивают с амбарной дверью, открываемой против ветра. Обтекаемость ухудшает и большой зазор между тягачом и прицепом, особенно при сильном боковом воздушном потоке.

К факторам, увеличивающим аэродинамическое сопротивление, можно еще прибавить высокие скорости при совершении грузоперевозок. Сопротивление увеличивается пропорционально квадрату скорости.

Как можно повлиять

Грузовик имеет большой объем для размещения груза, при этом кузов получается достаточно высоким. Различие высот кузова и полуприцепа с кабиной тягача негативно сказывается на процессе обтекания автомобиля воздухом. Одним из способов снижения аэродинамического сопротивления и, как следствие, расхода топлива является уменьшение поперечного сечения автомобиля. В случае с легковыми авто все просто, но для магистральных грузовиков этот вариант отпадает. В основном для улучшения аэродинамики осуществляется оптимизация деталей и применение различных внешних аэродинамических устройств.

Какие приспособления можно использовать:

  • Аэродинамический щиток, устанавливаемый на крышу тягача. Щитовые обтекатели могут быть самой разной формы: плоские, выпуклые, цилиндрические, эллиптические, параболические, сферические.
  • Установка спойлера под передним бампером по всей ширине.
  • «Хвост» длиной около двух метров в форме конуса в задней части полуприцепа. Недостаток этого способа – затруднения при маневрировании в ограниченном пространстве и при движении в плотном потоке.

Уменьшить аэродинамическое сопротивление поможет достижение более обтекаемой формы, без боковых зазоров и острых граней. Большой эффект дает скругление вертикальных ребер прицепа, установка вертикального стабилизатора потока, уменьшение зазора между кабиной и кузовом.

Влияние на легковых авто

Легковые автомобили имеют меньший коэффициент аэродинамического сопротивления, так как производители стремятся придать кузову более обтекаемую форму. Однако и у легковых машин аэродинамика влияет на расход топлива.

Чем объясняется

Расход бензина зависит не только от скорости движения, объема и мощности двигателя, но и от аэродинамики. На увеличение прожорливости сильнее всего влияет верхний багажник, даже если он обтекаемый и пустой. Задумали перевозить велосипед или лыжи на крыше? Еще плюс «литр на сотню». Уж лучше перевозить габаритный груз с прицепом, чем на крыше или с открытым багажником.

Топливный бак скорее опустеет с широкими покрышками, потерянными колпаками колес, задранным кузовом, мухобойкой, кенгурятником и прочим навесным оборудованием. Любители ездить с открытыми окнами или люком огорчатся, ведь эта привычка тоже негативно сказывается на расходе топлива.

Как можно повлиять

Тюнинг создан не только для красоты, но и для лучшей устойчивости и хорошей аэродинамики. Поэтому нужно использовать дополнительные элементы: спойлеры, накладки порогов, очень поможет грамотный аэродинамический обвес. Не помешает и подгонка кузовных деталей – избавление от щелей и выступов дает возможность сэкономить до 0,5 литров на 100 км.